В России, по разным оценкам, более 200 тысяч автотранспортных компаний-грузоперевозчиков, включая как крупные логистические холдинги, так и индивидуальных предпринимателей. При этом по убеждению экспертов, типичные проблемы сектора практически не зависят от масштаба бизнеса — они не решены государством в принципе: правовых процедур взаимодействия между транспортниками и различными уровнями власти явно недостаточно, а транспортно-логистическая отрасль во многих регионах страны оказалась практически полностью предоставлена сама себе.
Такой неутешительный итог подводят предприниматели, чей бизнес связан с автомобильными грузовыми перевозками. По подсчётам аналитиков, за последние полтора года, если брать автомобильные перевозки, внешнеторговый оборот упал почти на 40 %. Интенсивный спад в этой сфере отражает и уменьшение количества грузового автотранспорта: с 1 января 2014 года только по Северо-Западу оно снизилось почти на 30 %.
«Практика показала, что многие масштабные проблемы находятся в компетенции региональных и федерального властей. Но единственное, что у нас хорошо отлажено, это наличие большого списка запрещающих мер для перевозчика», — заметил член совета директоров Санкт-Петербургского Союза Предпринимателей Антон Кривошеев на прошедшей в Петербурге IX ежегодной международной конференции «Трилогия». По его мнению, необходимо на федеральном уровне наладить взаимодействие автотранспортников для того, чтобы выработать единые правила игры на рынке автоперевозок, снизить внутренние издержки и создать условия для расширения и развития бизнеса грузовых автоперевозок.
Среди других первостепенных проблем грузовых автомобильных перевозок Антон Кривошеев отметил проблемы инвестиций в транспортную логистику и кредитования автоперевозчиков.
«Большинство транспортных компаний анонсирует разработку оптимальных маршрутов, бережное отношения к грузу, своевременную подачу автотранспорта и комплекс дополнительных услуг, — поясняет он. — Решить эту задачу без серьезных вложений невозможно, а вероятность получения средств на современных условиях минимальная, потому что кредитные организации автоперевозчикам не верят. О каком же инновационном развитии может идти речь?».
Представитель Союза Предпринимателей особо отметил, что банки откровенно называют транспортную отрасль неблагонадежной, а перевозчиков балластом для их бизнеса. Это приводит к тому, что получить кредит компании-автоперевозчику крайне сложно, а если и удаётся, то под залог с «дисконтом» до 70% и под 25 % годовых, что, конечно же, для бизнеса неприемлемо. Решить эту проблему, по мнению представителей отрасли, возможно лишь путём скоординированных действий власти и бизнеса.
Антон Кривошеев убеждён, что уже сейчас необходимо предпринять целый ряд мер: отменить НДС в транспортной отрасли, начать процесс консолидация малого и среднего бизнеса в транспортном комплексе для решения экономических проблем и создания условий добросовестной конкуренции и правовой защиты, создать в структуре региональных властей компетентный орган по проблемам транспортной логистики.
«Напомню, что в комитете по транспорту Санкт-Петербурга есть устав, в котором чёрным по белому написано, что комитет компетентен во всех вопросах, кроме автомобилей грузоперевозок. Таким образом, можно констатировать факт, что в городе кроме общественных объединений никто грузовыми перевозками не занимается, разве что ГИБДД», — подытожил Антон Кривошеев.
Другой головной болью автомобильных перевозчиков является пресловутая система МДП. Ещё в 2015 году Федеральная таможенная служба ограничила применение книжек МДП, обозначив пункты пропуска через российскую границу, где перевозчики могут использовать их в качестве обеспечения таможенного транзита. И это несмотря на то, что по оценке экспертов, с точки зрения международных отношений, включая практику судопроизводства, книжки МДП имеют больше преимуществ, чем пролоббированная ФТС собственная система обеспечения таможенного транзита, которую представляет компания «Арсеналъ». Предприниматели давно называют эту ситуацию откровенным издевательством со стороны таможенного руководства.
По имеющейся у нас информации, руководство московского офиса Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) ещё зимой подготовило в ФТС предложения по расширению этого перечня, с аналогичными обращениями выступали и представители Международного союза автомобильного транспорта (IRU). Однако ситуация продолжает оставаться неизменной, хотя некоторые предприниматели и высказывают осторожные предположения о возможном потеплении в связи с назначением нового руководителя таможенного ведомства.
«Когда я общаюсь с моряками и слышу об их проблемах, связанных с таможенными процедурами (иной раз даже элементарными), даже наши тяжелейшие вопросы весового оборудования, воровства, которое происходит на досмотрах на сопредельных СВХ, кажутся мне мелочью по сравнению с теми, которые есть у смежников. У железнодорожников есть настолько глобальные проблемы, что только посочувствовать, — поделился с ПРОВЭД заместитель руководителя Филиала по СЗФО АСМАП Константин Шаршаков. — Поэтому я понимаю, что всё сразу ухватить невозможно. Есть надежда, что и до нас очередь дойдёт».
Источник: ПРОВЭД.РФ